ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОМИССИИ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
КАЗАХСКОЙ ССР ПО ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ
ОЦЕНКЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СВЯЗАННЫХ
С СОБЫТИЯМИ В ГОРОДЕ АЛМА-АТЕ
17-18 ДЕКАБРЯ 1986 ГОДА

 

Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими - это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социаль­ную несправедливость и издержки командно-административной системы.

Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г. В. Колбина первым секретарем ЦК Ком­партии Казахстана, которое было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затраги­вающих жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями центра и провозглашаемыми демократическими принципами пере­стройки.

С протестом против решения пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся моло­дежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения пленума и выражали свое несогласие с этим решением.

Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выс­лушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу устоям власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превос­ходящими количество демонстрантов. Искаженная, паническая оценка выступления была доложена в центр - в ЦК КПСС, МВД и КГБ СССР. Был поставлен даже вопрос о подавлении выступления с применением регулярных армейских частей.

Решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату спецчастей внутренних войск МВД, приня­тое министром внутренних дел СССР А. В. Власовым по настойчивым просьбам республиканского руководст­ва, не вызывалось никакой необходимостью и было незаконным. На основании Конституции СССР такое решение был правомочен принимать только Президиум или сессия Верховного Совета СССР при условии объявления чрезвычайного положения в г. Алма-Ате Верховным Советом Казахской ССР. Это решение было принято за спиной высшего органа власти и правительетва республики узким кругом лиц.

Перерастание мирной и немногочисленной де­монстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей рес­публики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая неповиновение силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреж­дения зданий.

При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности - избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетых за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи.

При разгоне использовались дубинки, малые сапер­ные лопатки, служебные собаки.

Трагические последствия столкновений выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общест­венного порядка, причинении многим телесных повреж­дений, в том числе и тяжких.

Безусловного осуждения заслуживают действия тех партийных и советских работников, которые дали указание создавать и вооружать гражданские форми­рования из числа рабочих и служащих, тем самым противопоставив друг другу массы людей по национальному признаку, что придало событиям характер межнациональных столкновений. Такая политическая слепота и недомыслие привели к разжиганию межнациональной розни.

Официальные данные о последствиях событий были противоречивы и неточны. Количество задержанных, по данным МВД, было 2.336, по данным КГБ - 2.212, прокуратуры - 2.401 человек. Установлено, что с уче­том доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники, следственные изоляторы и вывезенных за город число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек. Указывалось и разное число лиц, получивших телесные повреждения,- от 763 до 1.137, по оценке комиссии - телесные повреждения получили более 1,7 тыс. человек.

До последнего времени руководители правоохрани­тельных органов и прокуратуры отрицали применение малых саперных лопаток и служебных собак.

Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбиратель­ства по возбужденным уголовным делам против участ­ников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном. Характерно в этом отношении дело К. Рыскулбекова, приговоренного к смертной казни, по мнению комиссии, без достаточных оснований. Судьи различных инстан­ций, в том числе и Верховный суд республики, во многих случаях рассматривали дела в спешке, не проводили необходимых судебных разбирательств, по существу проштамповывая неубедительные выводы следствия. Работа судебно-следственного аппарата по делам об участниках событий характеризуется заведо­мой беспринципностью следователей и судей всех уровней и осуществлялась при неприкрытом давлении со стороны руководства суда и прокуратуры, поли­тических властей, вынуждавших к принятию скорых и неправомерных обвинительных приговоров и заключений. В настоящее время из 99 осужденных 46 реабилитированы. Многие из осужденных, которым сниже­ны сроки наказания, также заслуживают реабилитации.

Столь грубые и беззастенчивые нарушения закон­ности со стороны сил охраны порядка, правоохрани­тельных, следственных, судебных органов и прокура­туры стали возможны в силу того, что в полной мере сработала сложившаяся в стране жестко централизован­ная командно-административная система с непрере­каемой и монопольной властью партийного аппарата, в конечном итоге - узкого круга лиц из числа политического руководства.

Не прибавляет авторитета партийным органам и та позиция, которую они заняли в оценке декабрьских событий и их последствий. За все время, прошедшее после событий, в этой позиции произошла лишь одна подвижка: содержащееся в постановлении ЦК КПСС обвинение в казахском национализме признано оши­бочным. Однако если в свое время подобные обвинения раздавались громогласно по всей стране и во всех средствах массовой информации, то отмена произошла тихо, незаметно и безгласно. Публикация соответствующего решения Политбюро ЦК КПСС появилась лишь в малотиражном издании - «Известиях ЦК КПСС». По сути дела в этом постановлении нет и намека на признание властями хотя бы частично своей вины. Вновь говорится, что имели место выступления моло­дежи, спровоцированные экстремистами и националис­тическими элементами. Таким образом, обвинение повторено, хотя и в более завуалированной и ханжеской форме.

Считая главным виновником декабрьской драмы командно-административную систему, нельзя не видеть ее конкретных представителей, отдельных людей, в чьей власти было давать установки, влиять на ход событий и кто злоупотребил этой властью или ложно понятым долгом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, комис­сия считает необходимым публично и поименно назвать партийных и государственных руководителей, чьи установки и указания обусловили применение силы при подавлении мирного политического выступления молодежи и кампанию репрессий против участников событий; должностных лиц, которые, выполняя эти указания, отдавали приказы на применение незаконных методов подавления и репрессий; исполнителей, бездум­но выполнявших незаконные приказы и распоряжения; работников правоохранительного и судебного аппарата, не обеспечивших соблюдение законности и нарушивших свой служебный долг; инициаторов создания и вооруже­ния гражданских формирований:

-    Колбин Г. В.- бывший первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, ныне председатель Комитета народного контроля СССР, народный депутат СССР от Казахстана, член Верховного Совета СССР;

-    Соломенцев М. С.- бывший член Политбюро ЦК КПСС;

-    Чебриков В. М.- бывший член Политбюро ЦК КПСС, председатель Комитета государственной безопас­ности СССР;

-    Разумов Е. 3.- бывший первый заместитель заведующего Отделом оргпартработы ЦК КПСС;

-    Власов А. В.- бывший министр внутренних дел СССР, ныне заведующий отделом ЦК КПСС;

-    Мищенко Н. Ф.- бывший заведующий сектором Казахстана Отдела оргпартработы ЦК КПСС;

-    Мирошхин О. С.- бывший второй секретарь ЦК Компартии Казахстана, ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Замбии;

-    Камалиденов 3. К.- бывший секретарь ЦК Ком­партии Казахстана;

-    Ефимов В. И.- бывший заведующий Отделом административных органов ЦК Компартии Казахстана, ныне докторант Академии общественных наук при ЦК КПСС;

-    Устинов А. А.- бывший заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана;

-    Елисов Б. К.- бывший первый заместитель министра внутреннихдел СССР;

-    Сорока О. В.- бывший первый заместитель Генерального прокурора СССР, ныне заместитель начальника следственного управления МВД СССР;

-    Бобков Ф. Д.- первый заместитель председателя КГБ СССР;

-    Стрельников В. К.- бывший помощник Гене­рального прокурора СССР, ныне заместитель начальни­ка управления Прокуратуры СССР по надзору за следствием и дознанием в органах МВД;

-    Андреев В. И.- бывший начальник отдела Про­куратуры СССР по надзору за следствием в органах государственной безопасности, ныне заместитель Гене­рального прокурора СССР;

-    Князев Г. Н.- бывший министр внутренних дел Казахской ССР, ныне начальник высших курсов МВД СССР в г. Свердловске;

-    Мирошник В. М.- бывший председатель КГБ Казахской ССР, ныне заместитель начальника управ­ления КГБ СССР, народный депутат СССР от Казахстана;

-    Басаров Э. О.- первый заместитель министра внутренних дел Казахской ССР;

-    Паридуха А. М.- бывший начальник управ­ления внутренних войск МВД СССР по Средней Азии и Казахстану;

-    Дубиняк В. С.- заместитель начальника Глав­ного управления внутренних войск МВД СССР;

-    Комиссаров В. С.- бывший заместитель началь­ника управления уголовного розыска МВД СССР;

-    Сериков С. Д.- заместитель министра внут­ренних дел Казахской ССР;

-    Коряковцев Б. А.- бывший заместитель минис­тра внутренних дел Казахской ССР, ныне начальник Главного управления ГАИ МВД СССР;

-    Мусин К. Т.- бывший заместитель начальника УВД Алма-Атинского горисполкома;

-    Карпов И. Г.- бывший начальник Алма-Атинс­кого высшего командного пограничного училища КГБ СССР, ныне начальник Московского высшего командного пограничного училища КГБ СССР;

-    Косолапов Ю. А.- начальник шта'ба управления внутренних войск МВД СССР по Средней Азии и Казахстану;

-    Исабаев С. М.- бывший начальник УВД Алма-Атинского облисполкома, ныне начальник УВД Алма-Атинского горисполкома;

-    Куликов Н. Т.- бывший заместитель, ныне начальник Восточного управления внутренних войск на транспорте;

-    Абдульманов М. А.- начальник управления пожарной охраны УВД Алма-Атинского горисполкома;

-    Рекун В. А.- бывший заместитель начальника УВД Алма-Атинского горисполкома;

-    Елемисов Г. Б.- прокурор Казахской ССР;

-    Айтмухамбетов Т. К.- председатель Верховного суда Казахской ССР;

-    Досполов Д.- бывший министр юстиции Казахской ССР, ныне ответственный работник аппарата Совета Министров Казахской ССР;

-    Мызников А. Д.- бывший заместитель проку­рора Казахской ССР, ныне алма-атинский транспорт­ный прокурор;

-    Болтунов В. С.- бывший начальник следствен­ной части Прокуратуры Казахской ССР, ныне замести­тель прокурора г.Алма-Аты;

-    Мурзалин С. Д.- заместитель начальника след­ственного отдела КГБ Казахской ССР;

-    Тетеркин И. А.- бывший первый заместитель министра юстиции Казахской ССР, ныне Главный государственный арбитр Казахской ССР;

-    Мендыбаев М. С.- бывший первый секретарь Алма-Атинского обкома Компартии Казахстана, член Бюро ЦК Компартии Казахстана, нь1не заведующий сектором отдела тяжелой промышленности Совета Министров Казахской ССР, народный депутат СССР от КПСС;

-    Шулико Г. В.- бывший первый секретарь Алма-Атинского горкома .Компартии Казахстана;

-    Хмызов А. В.- бывший заведующий отделом Алма-Атинского горкома Компартии Казахстана, ныне заведующий отделом по труду и социальным вопросам Алма-Атинского облисполкома;

-    Ежков Ю. А.- бывший первый секретарь Мос­ковского райкома партии г. Алма-Аты, ныне замести­тель председателя Алма-Атинского-торисполкома;

-    Мещеряков Ю. А.- бывший первый секретарь Октябрьского райкома партии г. Алма-Аты, ныне первый секретарь Павлодарского обкома Компартии Казахстана, народный депутат СССР;

-    Романов В; И.- бывший первый секретарь Алма-Атинского горкома Компартии Казахстана, ныне заведующий сектором Отдела партийного строитель­ства и кадровой работы ЦК КПСС;

-    Долженков В. А.- бывший председатель Фрун­зенского райисполкома г. Алма-Аты, ныне второй секретарь Алма-Атинского обкома Компартии Ка­захстана.

Непосредственное руководство подавлением выступ­ления и последующими репрессиями осуществляли представители центра - М. С. Соломенцев, Б. К. Елисов, Ф. Д. Бобков, О. В. Сорока, А. М. Паридуха, В. С. Дубиняк, Е. 3. Разумов, П. Ф. Мищенко и лично Г. В. Колбин. Из всего состава руководства республики в «штаб» были допущены лишь О. С. Мирошхин, Г. Н. Князев и В. М. Мирошник. Вместе с тем объек­тивность требует признать, что моральную ответствен­ность за пассивную, соглашательскую позицию, само­устранение от влияния на принятие ключевых решений, ход событий и на развернутую за ними кампанию репрессий в равной мере должно разделить в целом Бюро ЦК Компартии Казахстана.

Комиссии, состоящей из людей разных националь­ностей, как и всем гражданам республики, дороги покой, мир, добрососедство и взаимное уважение народов. Члены комиссии убеждены, что горькая правда, сказанная открыто, снимет многие больные вопросы, что это будет способствовать упрочению политической ста­бильности, от которой прежде всего зависит проведение политики экономического преобразования республики. Вместе с тем мы разделяем горькие чувства людей, чьи судьбы были исковерканы декабрьскими событиями.

Лица, виновные в допущенных беззакониях, порою приводивших к противопоставлению друг другу братских народов, должны понести ответственность.

С учетом вышеизложенного комиссия предлагает:

1.    Осудить действия прежнего состава Политбюро ЦК КПСС за диктат при назначении высшего поли­тического руководителя Казахстана без учета мнения коммунистов и народа республики; одобрение некон­ституционного решения о введении в Алма-Ату спец­частей внутренних войск МВД, вызвавшего тяжкие последствия, в том числе гибель людей; политически безответственное и оскорбительное обвинение казахского народа в национализме, нанесшее тяжелый урон традиционно дружественным отношениям народов Казахстана.

2.    Осудить обращение от 18 декабря 1986 года к населению г. Алма-Аты от имени ЦК Компартии Казахстана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Казахской ССР, принятое без их ведома узким кругом лиц и задавшее искаженную оценку событий.

3.    Президиуму Верховного Совета Казахской ССР ходатайствовать перед Верховным Советом СССР и Президентом СССР:

-    пересмотреть решение о назначении Колбина Г. В. на должность председателя Комитета народного кон троля СССР;

-    отозвать Мирошхина О. С. с поста Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Замбии;

-    поставить вопрос о недопустимости использо вания на руководящих постах Бобкова Ф. Д., Мирош ника В. М.- в системе Комитета государственной безопасности, Сороки О. В. и Князева Г. Н.- в системе МВД СССР.

4.    Президиуму Верховного Совета Казахской ССР поставить перед соответствующими инстанциями вопрос о признании невозможным пребывание на ответствен ных постах:

-    Елемисова Г. Б.- прокурора Казахской ССР Айтмухамбетова Т. К.- председателя Верховного суда Казахской ССР, Тетеркина И. А.- Главного государ ственного арбитра Казахской ССР, Досполова Д. - ответственного работника аппарата Совета Министров Казахской ССР, Басарова Э. О.- первого заместителя и Серикова С. Д.- заместителя министра внутренних дел Казахской ССР, Мызникова А. Д.- алма-атинского транспортного прокурора, Волтунова В. С.- замести­теля прокурора г. Алма-Аты, Ефимова В. И.- докто­ранта Академии общественных наук при ЦК КПСС.

5.    Верховному Совету Казахской ССР при назначе­нии судей и особенно при утверждении состава Вер ховного суда Казахской ССР учитывать соблюдение ими законности при рассмотрении уголовных дел, связанных с декабрьскими событиями.

6.    Возбудить уголовные дела по фактам:

-    применения против демонстрантов саперных лопаток, служебных собак, пожарных машин, вооруже­ния дружинников металлическими прутьями, обрезка ми кабеля, палками;

-    незаконных арестов и заключения под стражу без санкции прокурора и постановления суда;

-    осуждения заведомо невиновных;

-    смерти студента Алма-Атинского энергетическо­го института Е. М.Спатаева;

-    нанесения тяжких и средней тяжести телесных повреждений;

-    жестокого обращения с задержанными, в том числе с женщинами и несовершеннолетними.

7.    Возобновить прекращенные уголовные дела с целью выявления истинных виновников по фактам смерти:

-    инженера республиканского телецентра С. Савицкого;

-    студента Алма-Атинского архитектурно-строительного института К.Рыскулбекова;

-    студентки Усть-Каменогорского педагогического училища С. Мухамеджановой;

-    студентки Алма-Атинского музыкального учили ща Л, Асановой.

8.    Прокуратуре Казахской ССР и Верховному суду Казахской ССР пересмотреть все дела об уголовном и административном наказании участников декабрь­ских событий на предмет обоснованности и законности наказания.

9.    Проинформировать избирателей республики и ЦК КПСС о роли и действиях в период декабрьских событий 1986 года народных депутатов СССР Колбина Г. В., Мирошника В. М., Мендыбаева М. С., Меще­рякова Ю. А. и призвать их пересмотреть вопрос о своем доверии к ним.

10.    Отменить постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР и Указ Президиума Верхов­ного Совета СССР о награждении лиц соответственно грамотами и Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР и орденами и медалями СССР за активное участие в подавлении политического выступ­ления молодежи в декабре 1986 года.

11.    В целях политической и социальной реабили­тации людей, безвинно пострадавших за участие в декабрьских событиях, министерствам народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, Советам народных депутатов, политическим и общест­венным организациям принять меры по восстановле­нию их нарушенных гражданских и социальных прав на труд, жилье, обучение в учебных заведе­ниях, лечение, социальное обеспечение, членство в общественных организациях.

12.    При разработке проекта новой Конституции Казахской ССР, основ Союзного договора и Декларации о суверенитете республики предусмотреть механизм, исключающий сосредоточение власти в руках узкого круга лиц, возможность злоупотребления властью, бесконтрольность со стороны Верховного Совета, вме­шательство и диктат представителей центральных орга­нов власти и партийного аппарата при решении во­просов, жизненно важных для населения республики, охраны прав, чести и достоинства народа и личности.

13.    В память о трагических событиях декабря 1986 года и в знак того, что подобное не должно повто­риться в истории Казахстана, объявить день 17 де­кабря - Днем памяти либо Днем демократического обновления.

14.    Опубликовать настоящие выводы и предложения комиссии в средствах массовой информации.

Декабрьские события 1986 года стали горьким уроком для народов республики. Комиссия считает свою функцию выполненной и надеется, что результаты ее работы послужат преодолению разобщенности и будут способствовать консолидации многонациональ­ного народа республики.

Сопредседатели комиссии:

Шаханов М.- народный депутат СССР, член Вер­ховного Совета СССР, секретарь правления Союза писателей Казахстана, главный редактор журнала «Жалын».
Мурзалиев К. Г.- народный депутат Казахской ССР, поэт.


Секретарь комиссии:

Бурабаев Т.- адвокат Алма-Атинской городской коллегии адвокатов.

Члены комиссии:

Фокина Н. К.- старший преподаватель Алма-Атинского архитектурно-строительного института, со­председатель Казахстанского общественного комитета по правам человека.
Тасмагамбетов И. Н.- кандидат в члены Политбюро ЦК Компартии Казахстана, первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана.
Кириницианов Ю. И.- собственный корреспондент газеты «Рабочая трибуна».
Абдрахманов С. А.- народный депутат Казахской ССР, заместитель председателя исполкома Алма-Атинского городского Совета народных депутатов.
Дуберман Ю. Е.- доцент кафедры социологии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ им. С. М. Кирова, кан­дидат философских наук.
Джаксыбаев С.- старший преподаватель кафедры советского уголовного процесса юридического факуль­тета КазГУ им. С. М. Кирова.
Задорожный Н. В.- народный депутат Казахской ССР, фрезеровщик опытного экспериментального завода научно-производственного объединения «Агрореммаш».
Игнатов Ф. Ф.- редактор газеты «Казахстанская правда».
Измухамбетов Т. А.- ответственный работник ап­парата Совета Министров Казахской ССР.
Касимов С. А.-советник Президентского, совета Казахской ССР.
Ким В. А.- заведующий кафедрой юридического факультета КазГУ им. С.М.Кирова, доктор юриди­ческих наук, профессор.
Сарсембаев М. А.- декан юридического факультета КазГУ им. С. М. Кирова, кандидат юридических наук.
Мергеиов Е. Т.- народный депутат СССР, предсе­датель правления Союза художников Казахстана.
Стамкулов А. С.- профессор кафедры природо­охранного и экологического права юридического фа­культета КазГУ им. С. М. Кирова, доктор юридических наук.

 



Hosted by uCoz